Миллионлукъ журналда Танзиляны жыйымдыгъыны энчилигини юсюнден
«В книге балкарской поэтессы Танзили Зумакуловой «Молчание» есть стихи-сентенции. Такие, например: «У нас, живых, так много бед и зол, что ж плакать нам над мёртвыми напрасно! Как не рыдать над теми, кто ушел, оставив жизнь, что, всё-таки, прекрасна!» Конечно, такая афористичность традиционна для кавказской поэзии. Но это не только следование традициям. В этой афористичности не выведенная логически формула отношения поэта к жизни, а закреплённое стихом чувство, проявившее себя в таком отношении. И жизнь, о которой здесь идет речь, не вообще жизнь, а самое что ни на есть конкретное бытие поэта, который не стремился во что бы то ни стало изречь нечто наставительное, а высказал то, что выстрадал. Не просто «прекрасна» сказала о жизни Зумакулова. Она сказала «всё-таки прекрасна», запечатлев словом «всё-таки» как бы и сам процесс преодоления того, что тяготит её. «Всё-таки» - это следы душевных затрат поэтессы на пути к осознанию того, что жизнь прекрасна. Таким образом, всё стихотворение является проверкой на прочность тех нравственных ценностей, которые дороги Зумакуловой в её жизни. Они оказались прочными. Меня спросила дочка: - Где ынна? Лежит в могиле, - я ей отвечала. - А разве здесь опять была война? - Нет, не было, но Бабушки не стало! Она на той неделе умерла. Так начинается разговор женщины с маленькой дочкой. Бабушка (или, как называет её девочка «ынна») «лежит в могиле» совсем не потому, что «здесь опять была война». И это изумляет ребёнка. Ему это непонятно, и он требует разъяснений. Но уже не изумление и не любопытство в вопросах, которые дочка продолжает задавать матери. Она всё-таки надеется на «счастливую развязку». Увы, истина есть истина: «Я говорю, что путь у всех такой, а дочка плачет, трёт глаза рукой, на свете и не может быть иначе. И глядя на неё, я тоже плачу». Горе - потеря близкого человека - заставило пролиться эти слёзы. И в то же время они - облегчение. Потому что в них ощущение душевного родства, чувство опоры. Горе гнетёт, но оно же и просветляет. Оно дает ощущение связи с миром, с людьми -связи кровной, страстной, активной. Активность позиции характерна для Зумакуловой. Характерна – то есть связана с её лирическим характером. Балкарка, она следует национальным традициям, символически обозначая жизнь – огнём, а смерть -пепелищем. В Балкарии это не только литературные символы. Недаром такую отповедь вызывает у поэтессы одно только брошенное кем-то «страшное слово проклятья». Обычная сдержанность покидает её, когда она слышит: «Да иссякнет огонь очага твоего!» Вот ее ответ: «Что бы ни было, я за себя не боюсь. Пусть сгораю и осяду я сажей. Пусть умру я и в глиняный ком превращусь, пусть очаг этой глиной обмажут. Я готова всё бросить и всем пренебречь, вы моих не услышите жалоб, лишь бы грелся очаг и родимая речь у растворённой дверцы звучала б». Сердечная горячность, с которой лирический герой Зумакуловой высказывает намерение своей жизнью заплатить за жизнь в очаге, говорит о серьёзности, подлинности переживания. Юлия Нейман и Наум Гребнев, переводчики книги «Молчание», сумели доказать русскому читателю, что Танзиля Зумакулова – настоящий художник и что она относит собственные слова о назначении поэта и его обязанностях в первую очередь к себе самой: «И чтобы слёзы чьи-то осушить, боль облегчить, поэт, ты должен быть не исполнителем какой-то роли, ты должен слёзы горькие пролить, сам не избегнуть настоящей боли». Читая это, вспоминаешь другие, ставшие хрестоматийными, строчки о зрелом искусстве, которое «не читки требует с актёра, а полной гибели всерьёз». Конечно, вряд ли это сознательная перекличка. Скорее здесь выразилось одинаково высокое и честное отношение к жизни и поэзии. Впрочем, Танзиля Зумакулова своё бытие на жизнь и поэзию не делит. Оно для нее, осознанное как «всё-таки прекрасное», едино: А поэзия? Не знаю, Как и чем я ей служу, Тем ли, что бельё стираю, Тем ли, что хинкал катаю, Тем ли, что стихи слагаю, Над словами ворожу?
Поделиться:
Читать также:
16.03.2025 - 07:49 →
Халкъ жырла ёхтемлендире
14.03.2025 - 10:37 →
Эки сюйгенни къадарлары
12.03.2025 - 09:00 →
Хорламны юсюнден – медикледен сахна оюнла
11.03.2025 - 13:00 →
Ахшы улан
10.03.2025 - 11:16 →
Сынаулу да, саугъалы да жашауну бир бети
|