ДОКУМЕНТЛЕП О С Т А Н О В Л Е Н И Е ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУНУ 29 декабря 2023 г. № 304-ПП г. Нальчик О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики «Реализация государственной национальной политики и поддержка общественных проектов в Кабардино-Балкарской Республике» Правительство Кабардино-Балкарской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Кабардино-Балкарской Республики «Реализация государственной национальной политики и поддержка общественных проектов в Кабардино-Балкарской Республике». 2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики А. Мусуков
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2023 г. № 304-ПП Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики «Реализация государственной национальной политики и поддержка общественных проектов в Кабардино-Балкарской Республике» I. Оценка текущего состояния реализации государственной национальной политики и поддержки общественных проектов в Кабардино-Балкарской Республике Кабардино-Балкарская Республика – многонациональная и поликонфессиональная республика. Она относится к числу субъектов со сложным этническим составом, где проживают представители более 80 национальностей, сконцентрированные на относительно небольшой территории, что обусловливает важное значение гармоничных межэтнических отношений в общественно-политической обстановке региона. Действующая в Кабардино-Балкарии система образовательных и культурных учреждений в целом удовлетворяет этнокультурные и религиозные потребности народов, проживающих в республике. Основными этническими диаспорами и землячествами созданы общественные организации, главная цель которых – в полной мере выражать потребности и запросы представляемых ими народов в сохранении этнических групп в социокультурном пространстве республики. В Кабардино-Балкарии представлены более 60 национальных общественных объединений, в том числе 14 национально-культурных центров, главная цель которых – сохранение этнической культуры, родного языка, традиций и самобытности, вовлечение этнических групп в социокультурное пространство республики. В Кабардино-Балкарской Республике зарегистрированы 193 религиозные организации, в том числе 138 мусульманских, 27 протестантских, 23 православные, 3 римско-католические, 1 иудейская и 1 армянская. Функционируют более 150 мечетей, 20 православных церквей, 25 протестантских и 3 римско-католических молельных дома, 4 храма-часовни, 1 монастырь и 1 синагога. Современное состояние межэтнических, межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений в республике можно охарактеризовать как не угрожающее общественно-политической стабильности. Основными факторами, оказывающими воздействие на состояние межэтнических отношений в республике, являются: поддержка определенной частью населения республики оппозиции власти по земельным вопросам, являющаяся результатом целенаправленного влияния на формирование взглядов общества в данной сфере; уровень бытового национализма как следствие социальной неудовлетворенности в обществе, подталкивающей население к сплочению по этническому признаку; отсутствие системности, структурности в реализуемых на уровне муниципалитетов мероприятиях по гармонизации межэтнических отношений; отсутствие системы подготовки и переподготовки, повышения квалификации служащих органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления, занимающихся вопросами государственно-конфессиональных отношений. Общественно-политическая значимость указанных проблем обусловливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, при обязательном соблюдении современных принципов демократического и правового государства. Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления, соблюдая принцип невмешательства, поддерживают с национально-культурными центрами, национальными и религиозными объединениями, казачьими обществами конструктивные отношения, сотрудничают с ними в вопросах соблюдения законодательства о свободе слова и вероисповедания, обеспечения межнационального, межконфессионального и внутриконфессионального согласия, религиозного и гуманитарного образования, использования их возможностей в духовном и нравственном воспитании населения. Продолжение реализации комплекса мер, направленных на распространение в социальной среде идей духовного единства, повышение культуры межнационального и межконфессионального общения, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей, профилактику асоциальных явлений, напрямую зависит от эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики с национальными и религиозными организациями, в целях обеспечения которого необходимо принятие государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Реализация государственной национальной политики и поддержка общественных проектов в Кабардино-Балкарской Республике» (далее – Программа). Активизация взаимодействия государственных структур с национальными и религиозными организациями приобретает наиболее актуальный характер в связи с распространением асоциальных явлений в обществе. Вопросы поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, являются одними из приоритетных. Важным направлением деятельности является сохранение и развитие связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, недопущение этнокультурной, языковой, оторванности между зарубежными диаспорами и исторической родиной. На территории Российской Федерации и за рубежом активно работают более 60 общественных объединений соотечественников, в частности Союз общественных объединений «Международная Черкесская Ассоциация по единению черкесского народа, развитию связей черкесской диаспоры с исторической родиной». Он включает в себя 14 организаций, из них 6 функционируют за рубежом, 8 – в субъектах Российской Федерации. Также за рубежом функционируют 17 карачаево-балкарских общественных организаций, из них в Турецкой Республике – 13, Республике Казахстан – 3, Киргизской Республике – 1. Деятельность общественных организаций соотечественников за рубежом и в субъектах Российской Федерации ориентирована на возрождение и развитие культурного и духовного наследия, сохранение национальной самобытности, укрепление мира, дружбы и согласия между народами. Миграционные процессы, происходящие в последние годы в Кабардино-Балкарской Республике, влияют на экономическую и социальную ситуацию районов и городов республики. При этом нельзя забывать о том, что единственный регион страны, который остается трудоизбыточным сегодня, – это Северо-Кавказский федеральный округ, в том числе Кабардино-Балкарская Республика. Ежегодные объемы квот на привлечение иностранных работников незначительны и составляют не более 0,2% к численности занятых. Внешняя трудовая миграция носит сезонный, преимущественно краткосрочный, цикличный характер: с началом сезонных работ мигранты приезжают для осуществления трудовой деятельности и ближе к концу года уезжают в родные страны. Доля иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность на территории Кабардино-Балкарской Республики, не превышает 1% от экономически активного населения республики и не оказывает существенного влияния на рынок труда. Основными факторами, влияющими на миграционную привлекательность Кабардино-Балкарии, являются отсутствие национализма, ксенофобии и мигрантофобии среди местного населения. Вместе с тем попытки использования протестного потенциала отдельных представителей мононациональных общественных объединений, диаспоральных структур за рубежом и в Российской Федерации формируют угрозы дестабилизации общественно-политической обстановки в Кабардино-Балкарской Республике и Российской Федерации в целом. В этой связи основными проблемами в сфере реализации Программы являются: формирование угроз безопасности Кабардино-Балкарской Республики в социально-политической сфере, попытки активизации этносепаратистских процессов при использовании альтернативных общественных организаций соотечественников за рубежом вразрез политической линии авторитетных и востребованных международных объединений соотечественников; частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе вследствие глобализации; незаконная миграция, несовершенство действующей системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, формирование замкнутых этнических анклавов. В настоящее время усилилось объективное восприятие современной России и ее культурно-гуманитарного влияния в мире, позволяющее осуществлять разработку и координацию культурно-информационного и гуманитарного присутствия, отстаивания позитивного имиджа Кабардино-Балкарии и Российской Федерации в целом при осуществлении международного взаимодействия с соотечественниками. Реализуемые в рамках Программы мероприятия по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, продвижению русского и родного языков, национальной культурной среды в диаспорах соотечественников стимулируют и укрепляют гражданское самосознание, социокультурную адаптацию иностранных граждан. Возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения. В Кабардино-Балкарской Республике на 1 ноября 2023 г., по данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, зарегистрировано 885 организаций, из них: религиозные – 193; спортивные – 121; профессиональные союзы – 60; благотворительные – 65; культурно-просветительские и творческие – 33; национальные (в том числе национально-культурные автономии) – 47; общественные объединения инвалидов – 29; ветеранские общественные объединения – 28; патриотические – 27; молодежные – 38; волонтерские – 6; экологические – 8; научно-образовательные – 67; иные – 39. Основными целями деятельности большинства общественных организаций являются решение социальных задач, защита прав и интересов различных категорий граждан и юридических лиц, активное вовлечение населения в общественную жизнь. В последние годы возросло количество спортивных, благотворительных, культурно-просветительских, научно-образовательных организаций. Фактором достижения гражданского согласия в обществе является наличие эффективных институтов гражданского общества, выражающих интересы различных социальных, профессиональных, национальных, возрастных и других групп граждан. Роль государства заключается в создании условий для государственно-частного партнерства и системы конструктивного взаимодействия между собой институтов гражданского общества. Уровень развития гражданского общества определяет степень гражданской ответственности граждан и наличие гражданского согласия в республике. Государственная поддержка может способствовать обеспечению значительно большего вклада некоммерческих организаций в решение социальных проблем. Использование их потенциала должным образом будет способствовать улучшению общего социального самочувствия граждан и, как следствие, общественно-политической стабильности в республике. Указанный приоритет определяет направления, формы и объемы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Кабардино-Балкарской Республике. II. Описание приоритетов и целей в сфере реализации государственной национальной политики и поддержки общественных проектов в Кабардино-Балкарской Республике Приоритеты и цели Программы определены в соответствии с положениями следующих стратегических документов: Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»; Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы»; Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». Мероприятия Программы направлены на достижение национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов», обозначенной в государственной программе Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1532. Особая роль отводится комплексной реализации мероприятий Программы, направленных на: содействие объективному восприятию в мире происходящих в российском обществе общественно-политических, социально-экономических, научно-образовательных и культурных преобразований; расширение круга конструктивно настроенных по отношению к Российской Федерации активных молодых соотечественников в иностранных государствах и привлечение их к участию в формировании и укреплении позитивного образа Кабардино-Балкарской Республики и России в целом; повышение доли граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, в общей численности граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике; объединение усилий государственных и негосударственных организаций по решению миграционных проблем в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан, правовому регулированию проблем проживания трудовых мигрантов и их семей, обеспечению социальной безопасности населения Кабардино-Балкарской Республики; содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, воспитанных в традициях российской культуры, владеющих русским языком, языками народов России и не желающих терять связь с исторической родиной; совершенствование мер правового регулирования в отношении иностранных граждан, противодействие незаконной миграции, усиление контроля за миграционными потоками. Приоритеты государственной политики в сфере государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций направлены на использование потенциала некоммерческих организаций в решении социальных проблем в целях повышения эффективности предоставления социальных услуг гражданам в Кабардино-Балкарской Республике. III. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации государственной национальной политики и поддержки общественных проектов в Кабардино-Балкарской Республике Программа является ключевым инструментом государственного управления в сфере в сфере реализации государственной национальной политики и поддержки общественных проектов в Кабардино-Балкарской Республике. Повышение эффективности системы координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики и поддержки общественных проектов в Кабардино-Балкарской Республике обеспечивается посредством развития институтов гражданского общества, поддержки общественно значимых инициатив, развития взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности. Целью данной работы является формирование необходимых условий для развития в Кабардино-Балкарии гражданского общества и достижения гражданского согласия, повышение качества и объемов продукции, работ, услуг, выполняемых некоммерческими организациями, для повышения уровня социальной защищенности граждан. Основными задачами являются: информационное обеспечение и популяризация деятельности некоммерческих организаций; развитие методической базы деятельности некоммерческих организаций; создание системы подготовки квалифицированных кадров для некоммерческих организаций; организационная, инфраструктурная и экономическая поддержка деятельности некоммерческих организаций; создание системы координации деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления в области межэтнических и межконфессиональных отношений; содействие укреплению гражданского единства; гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Кабардино-Балкарской Республике; профилактика экстремизма, ксенофобии и шовинизма; распространение и укрепление позиций русского языка, содействие сохранению национальных языков соотечественников в странах компактного проживания; формирование системы социокультурной адаптации иностранных граждан в Кабардино-Балкарской Республике.
Поделиться:
Читать также:
28.03.2024 - 16:30 →
КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПАРЛАМЕНТИНИ БЕГИМИ
27.03.2024 - 12:03 →
КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ БАШЧЫСЫНЫ УКАЗЫ
22.03.2024 - 08:11 →
КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУНУ БЕГИМИ
21.03.2024 - 08:05 →
КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУНУ БЕГИМИ
20.03.2024 - 11:54 →
КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ БАШЧЫСЫНЫ УКАЗЫ
|